СВОБОДНЫЙ РЕБЕНОК
Кто-то думает, что Монтессори - это система, в которой детям позволяется делать все,
что им хочется. Родители, верящие только в дисциплину, такого не приемлют. Давайте попробуем разобраться, кто он, свободный ребенок в педагогике М.Монтессори?
Мы понимаем свободу как естественно развивающуюся внутреннюю способность выбирать наилучшее для себя и для других, то есть свободу от собственной беспомощности, как в действиях, так и в мыслях.
Под дисциплиной понимается владение собой как внутренняя способность, умение найти баланс между тем, что хорошо для себя и тем, что хорошо для других. Это поразительное сочетание дисциплины и свободы, прямое следствие независимости, которую осваивает ребенок.
Независимость приобретается через самостоятельность. Чем больше ребенок приобретает
навыков действий в окружающем мире, тем шире пространство независимости.
Вы хотите, что бы ваш ребенок был независимым?
Для этого необходимо:
- создать условия для приобретения самостоятельности:
1.Иметь по росту ребенка крючки для полотенца и плечики для одежды, выключатели и зеркало, шкаф или полочки для игрушек и книг.
ПОМНИТЕ! Ребенок не в мире великанов. Он пришел в свой мир, в нем ему должно
быть удобно и комфортно.
2.Объедините всех членов семьи в союз эмоциональной поддержки самостоятельных действий ребенка. Искренно радуйтесь маленьким победам ребенка над своей беспомощностью.
- создать условия для свободы выбора, т.е. снять абсурдные
ограничения.
1. Продумайте, какие ограничения ребенка должны быть уничтожены, а без каких вам не обойтись, они и будут положены в основу действующих в семье правил.
2. Вместе с ребенком договоритесь о правилах поведения в семье и общественных местах. Их вводить необходимо постепенно и выполнять их обязаны все члены семьи. Старайтесь формулировать их без слова "нельзя".
В Монтессори-педагогике свобода не вседозволенность, а защита права ребенка на индивидуальность, на принятие самостоятельного решения. Ребенок воспринимается как личность, имеющая право на собственное мнение. В этой педагогике
свобода не "от" а свобода "для".